Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- равные возможности получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся при получении начального, основного общего, среднего общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
- преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- демократизацию образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- формирование критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, деятельности педагогических работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом;
- условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Стандарт является основой для:
- объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения;
- объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения;
- объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу, независимо от формы получения образования и формы обучения
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования (дошкольное, начальное, основное, среднее).
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ, в том числе адаптированных (в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе адаптированных, (в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям);
- результатам освоения основных образовательных программ, в том числе адаптированных.
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) – это совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Не применяется для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ) – это совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
Применяется для обучения следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- глухие, слабослышащие и позднооглохшие,
- слепые, слабовидящие,
- с тяжёлыми нарушениями речи,
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
- с задержкой психического развития,
- с расстройствами аутистического спектра.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС ООО) - это совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе адаптированной.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) - это совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе адаптированной.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС О УО) – это совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы.
Применяется для обучения следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
- с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
- с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.