Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель ИБ – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.
Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:
- персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
- обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
- защищенная законом интеллектуальная собственность.
Действия злоумышленников могут привести к хищению указанных данных. Также при несанкционированном вмешательстве возможны внесения изменений и уничтожение хранилищ знаний, программных кодов, оцифрованных книг и пособий, используемых в образовательном процессе.
В обязанности лиц, отвечающих за информационную безопасность, входит:
- обеспечение сохранности защищаемых данных;
- поддержание информации в состоянии постоянной доступности для авторизованных лиц;
- обеспечение конфиденциальности подлежащих защите сведений, предотвращение доступа к ним со стороны третьих лиц.
Информационная безопасность
.
Детские безопасные сайты
Информационный ресурс некомерческой организации «Лига безопасного интернета»
Информационная страница сайта МВД России Всероссийской профилактической акции «Безопасный Интернет»
Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок»
Информационный ресур «Дети России Онлайн»
Информацинный ресурс «Персональныеданные.дети»
Информационный ресурс «Азбука цифрового мира»
Родителям
Общие правила для родителей
- Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.
- Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
- Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
- Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
- Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.
Педагогам
Педагогам необходимо объяснить обучающимся:
Что нельзя сообщать незнакомым людям, свой адрес, сведения о школе, номер телефона, и другие персональные данные, которые должны знать только родные, друзья и классный руководитель.
Что необходимо уважать права других людей в Интернете, быть вежливыми и доброжелательными, не допускать оскорблений и агрессии в адрес других пользователей.
Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за его нарушение, о том, что в случаях использования авторских материалов (фотографий, статей, видео, и т.д.) необходимо размещать ссылки на источник.
В случае получения информации о проблемах в «виртуальной» жизни обучающихся необходимо сообщить об этом родителям (законным представителям), привлекайте к решению проблем педагога-психолога, педагога социального.
Необходимо научить обучающихся внимательно относиться к информации, получаемой из сети Интернет, сформировать представление о достоверности и недостоверности публикуемой информации. Рекомендовать к посещению только проверенные сайты.
Методические и справочные материалы
Рекомендации по организации работы в информационном пространстве
- Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
- Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
- Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
- Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
- Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
- Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
- Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
- При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
- Не используйте в логине или пароле персональные данные.
- Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
- Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
- Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
- О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
- Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
- Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
- Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
- Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.
Интернет-ресурсы для педагогических работников
- http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.
- http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.
- http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.
- http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.
- https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет
- http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
- http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы
- http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности
- http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
- http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам


